пятница, 8 февраля 2013 г.

американская экранизация туманность андромеды

С 4 по 10 октября весь мир традиционно отмечает Неделю космоса. Даты выбраны не случайно, а привязаны к конкретным событиям: запуск в СССР первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года) и вступление в силу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (10 октября 1967 года).Человечество вырвалось в космос 54 года назад и до сих пор пытается осознать, что же таят в себе холодные глубины вселенной и что же находится за пределами видимости телескопа «Хаббл»? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, режиссеры создают разнообразные художественные произведения на космическую тему. Сегодня мы предлагаем вам ТОП-10 лучших зарубежных и отечественных фильмов, повествующих о различных приключениях в невесомости.«Туманность Андромеды» (Евгений Шерстобитов, 1967)Фильм «Туманность Андромеды» появился почти полвека назад. Стоит ли говорить о том, что современному не в меру искушенному российскому зрителю картина, снятая в лучших традициях коммунистического кинематографа и в условиях полного отсутствия привычных спецэффектов, покажется просто смешной. Однако, отбросив в сторону идеалы прошлого, можно разглядеть, что «Туманность Андромеды» - классическая фантастика с полетами на другую планету, иными формами жизни и борьбой за жизнь. Некоторые «ценители» даже проводят аналогии между советским фильмом и американскими «Звездными войнами» и «Чужим»: мол, именно НАША «Туманность» вдохновила ИХ режиссеров на создание Дарта Вейдера и зубастых чудовищ.«Космическая одиссея 2001 года» (Стэнли Кубрик, 1968)В фокусе фильма, несомненно, космос: тут вам и обитаемая Луна, виды туманностей и созвездий из иллюминатора. Тем не менее, основные сюжетные линии строятся на конфликте человека с машиной, произошедших на борту космического корабля «Дискавери». Искусственный интеллект переклинило, и он перебил почти всех пассажиров, кроме одного шустрого члена экипажа. Чем вам не «Матрица» разлива 60-х годов? Однако же и тема с пришельцами проработана просто на «ура». Внеземные цивилизации неявно присутствуют в виде загадочных монолитов. Они мудры и имеют какие-то непонятные для нас цели: понаставили своих артефактов не просто так, а пользы человечества для. В итоге главный герой вываливается в астрал и смотрит на Землю уже в качестве неземного существа. Эта смесь космического приключения, построенная на метафизике и сдобренная идеей противостояния человека и машины, признана кинокритиками одним из лучших фильмов в жанре научной фантастики.«Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)«Солярис» Андрея Тарковского, снятый по мотивам одноименного романа Станислава Лема традиционно включают список самых лучших фильмов о космосе, хотя и глубоко психоделичен. В центре внимания действительно находится взаимодействие двух разумов: человеческого и внеземного. Люди будущего пытаются постичь природу загадочной субстанции — океана «Солярис», тот же, в свою очередь, воздействует на них, вызывая из подсознания образы, так называемых «гостей», столкновение лицом к лицу с которыми порой невыносимо. Не мни себя богом, дружок: непостижимый Солярис повернет тебя лицом к лицу к собственной совести, вот тогда и посмотрим, как ты запоешь. В общем, кино не для любителей красочных зрелищ (их-то как раз в «Солярисе» нет), скорее для людей мыслящих и ищущих.  О «Солярисе» говорили и говорят много, преимущественно акцентируя внимание на том, что сам Лем был недоволен экранизацией, сделанной Тарковским. Но рассуждения об истинных идеях автора и их режиссерском прочтении мы оставим в стороне, отметив, однако, что зарубежный вариант «Соляриса» с Джорджем Клуни еще более далек от творения Лема: уж слишком он американский. Но классика есть классика, пусть даже фантастическая: если понять совершенно невозможно, то ознакомься ради успокоения совести.  «Москва-Кассиопея» (Ричард Викторов, 1973)Из далекого космоса с очень далекой планеты получен сигнал от неких разумных существ.  На Земле собирают и отправляют в далекий полет команду, члены которой призваны вступить в контакт с инопланетным разумом. С этого начинается львиная доля фильмов, так или иначе связанных с космической тематикой. Однако в фильме «Москва-Кассиопея» в длинное и опасное путешествие отправляются не профессионалы, а советские школьники.  В самом деле, не все же летать в космос взрослым, тем более, если герои-школьники способны не только спорить на равных с маститыми учеными, но и выдвигать собственные теории мироздания. «Москва-Кассиопея» явилась художественным воплощением мечты не одного поколения советских школьников – напялив скафандр, лететь в неизведанные дали, поедая  борщ из тюбиков. Школьники давно выросли, но картина, которая в наше время кажется безгранично наивной и слишком «чистой», была и остается любимой картиной детства. «Звездные войны» (Джордж Лукас, Ирвин Кершнер, Ричард Маркуанд, 1977 – 2005)Пожалуй, ни один из фильмов космической направленности не оставил такого огромного следа в массовой культуре, как эта сага. Толпы фанатов по всему свету одеваются Скайуокерами, Ханами Соло, Чубакками и принцессами Леями, размахивают лазерными мечами из текстолита и пародируют слегка безграмотного магистра Йоду. Жаждущие прибыли производители не умудрились налепить символику из этого фильма разве только что на сливные бачки унитазов (хотя не удивлюсь, если узнаю, что с какого-нибудь на вас таращится Дарт Вейдер). Огромное количество компьютерных игр, пародий, литературных произведений. И успех, успех, успех, причем не ослабевающий, несмотря на прошедшие годы. О нем можно судить по количеству зрителей, которых собрал первый приквел «Скрытая угроза», снятый аж через 16 лет после завершения оригинальной трилогии. Фильмы Лукаса получили 17 «Оскаров» и 66 номинаций, 12 наград «Эмми» и 26 номинаций.Почему «Звездные войны» так популярны? На наш взгляд, секрет в том, что в фильм состоит из многих очень удачных мелких деталей, которые отсылают зрителя к общеизвестным образам, культурным клише и стереотипам. Например, Империя по форме (знаки отличия, цветовая гамма окраски техники, униформа и т.д.)  напоминает Третий Рейх, по содержанию -Советский Союз (огромные размеры, император преклонных годов, зомбированные подданные) и является воплощенным представлением американцев о тоталитарном государстве. Естественно, по доброй заокеанской традиции демократия побеждает диктатуру в последней части и тогда наступает мир, плодится дружба и подается жвачка. От ордена джедаев исходит густой аромат самурайских традиций и дзен-буддизма. Некоторые вообще находят параллели между Энакином Скайуокером и Иисусом Христом.  В адрес новой трилогии звучали упреки в популяризации расовых и этнических штампов, отображением которых стали некоторые инопланетяне (не будем показывать пальцем на Джа-Джа-Бингса). Ну а круче всего то, что режиссер соединил средневековое фехтование с космическими кораблями. Какой же мальчишка от такого откажется? «Чужой» (Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жене, 1979-1997)Эти фильмы воплощают ужас землян перед тем, что может придти из космоса и пропагандирует лозунг: «если перед тобой какая-то неведомая дрянь – лучше просто пройди мимо, целее будешь». Мерзкие твари, которые паразитируют в теле человека, в итоге убивая его, а потом еще и устраивают форменный геноцид остальным людишкам – увидев такое во сне можно и не проснуться. Совершенная машина для убийства – это вообще мечта американцев, вспомните хотя бы «Хищника», или недавних «Трансформеров». А Чужой – ее воплощение. Американское общество на момент  снятия фильма увлеченно искало следы пришельцев на Земле. Понятно, что некоторые «контактеры» видели в «зеленых человечках» расу, приносящую в мир добро, мудрость, технологию и прочие прелести прогресса. Другие же, наоборот, считали, что пришельцы готовятся поработить нашу планету (кстати, некоторые индивидуумы до сих пор спорят на эти темы). В киноиндустрии есть множество версий того  и другого восприятия пришельцев. Фильм «Чужой»  - попытка поставить точку в интерпретации поведения инопланетян. Естественно, очень негативную точку. Что не отменяет зрелищности и захватывающего сюжета.«Через тернии к звездам» (Ричард Викторов, 1980)В глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает неизвестный космический корабль, на борту которого из живых осталась только испуганная большеглазая девушка. Как выясняется позже, Нийя, которая ничего не помнит о своем прошлом, не так проста: умеет двигать предметы и перемещаться с непостижимой скоростью. Наши товарищи-ученые, крепко взявшись за изучение инопланетянки, выясняют, что в мозг-то у нее зашит пульт управления, причем явно не для пущей красоты. Пульт приходит в действие, когда Нийя в составе земной экспедиции попадает на родную планету… И пошло поехало: выясняется, что Нийя клон; на ее планете царит олигархический террор и ее жителей надо срочно спасать; земляне в рамках своей спасительной миссии стараются помочь чем могут, но для некоторых это заканчивается смертью. Параллельно с фантастической борьбой между Нийей и землянином Степаном вспыхивает любовь. Сюжет закручен столь лихо, что пересказывать его просто бессмысленно, фильм надо смотреть. Ведь здесь тебе и фантастика и детектив и боевик и романтическая драма в одном флаконе. К тому же, в 2001 году была выпущена переработанная версия, приблизившая «Через тернии к звездам» к современным зрителям.

14:43, 07 октября 2011г.

ТОП-10 фильмов о космосе

 |   |   | 

Томск. Рецензии. ТОП-10 фильмов о космосе

Комментариев нет:

Отправить комментарий